Зимние каникулы позади, но зима в самом разгаре. Время длинных вечеров, ранних сумерек и теплых пледов ещё нескоро покинет наши широты. Вечером так здорово налить себе горячего чая и почитать что-нибудь по-настоящему интересное.
Если говорить о писателях 20-го века – я не знаю, кого назвать самым интересным. Честно, это сложный вопрос. Представьте себе весы, как у Фемиды, где на одной чаше окажутся Булгаков, Оруэлл, Харпер Ли, Ремарк и Митчелл, а на другой – Довлатов, Желязны, Гейман, Евтушенко и Пратчетт. Нелегкий выбор, не правда ли? Причем я перечислила только тех, кто сразу пришёл на ум, а сколько авторов, оставшихся сейчас за кадром!
Остановлюсь, пожалуй, на Ремарке, потому что, в отличие от всех вышеперечисленных авторов, с ним мои отношения сложились не сразу. Самая популярная его книга «Три товарища», которую я хотела прочесть с тех пор, как посмотрела «Москва слезам не верит» (да-да, тот самый момент, когда показывают обложку книги крупным планом у едущей в метро героини), не произвела на меня сначала никакого впечатления. Мне показалось, что для автора-мужчины там слишком много слезливости, слишком много романтики, слишком много рефлексии. Умирающая девушка, влюблённый юноша, всё очень грустно, трагично и бессмысленно.
После «Трёх товарищей» я долго не возвращалась к Ремарку, но его читали очень многие мои друзья, активно советуя мне уже другое произведение – «Жизнь взаймы». Я сдалась и прочла. Первой реакцией было: да что ж такое, он вообще о чём-нибудь писал, кроме девушек, больных туберкулёзом?! Эта книга меня разозлила, я никак не могла понять, почему же столь многие люди восхищаются автором, который только и знает, что убивать своих героинь и заставлять плакать героев? Это же бесконечные вариации «Бедной Лизы», казалось мне тогда, а «Бедную Лизу» я не люблю еще со школьных времен. После прочтения «Жизни взаймы» я решила, что с Ремарком в моей жизни покончено, и я никогда не стану читать его романов.
Никогда не говори никогда. Расхожая и избитая фраза, но тут она очень к месту. Я снова и снова натыкалась на Ремарка, мне попадались отсылки к нему в книгах других авторов, причем абсолютно внезапно (в детективе Татьяны Поляковой, который случайно попал мне в руки), я регулярно цеплялась взглядом за цитаты из его произведений в социальных сетях, я видела, как часто берут его книги мои читатели в библиотеке... Наверное, это судьба, решила я и взяла почитать «Черный обелиск».
Вот где я наконец открыла для себя автора со сложным именем Эрих Мария Ремарк. Эта книга перевернула мое представление и о нем самом, и о его эпохе. Здесь я нашла и тонкий юмор, и любовь, и смерть, которые ведут, в конечном счете, к рождению новой жизни. Для меня открылся смысл и суть того самого потерянного поколения, через «Черный обелиск» я взглянула по-другому на книги, прочитанные ранее, увидела то, что раньше не замечала. Я поняла природу этой тоски и депрессии, безысходности, среди которой женщина символизирует надежду. Мечту о мирном небе, которой не суждено сбыться в этом безвременье между первой и второй мировыми войнами.
Через это понимание я пришла к следующей и самой любимой моей книге у Ремарка, которую я считаю вершиной его творчества. «Время жить и время умирать». Книга о войне. Книга о любви. Об ответственности за свою жизнь, о том, что время жить – это не время воевать. Роман о прозрении человека, который жил и не задумывался о чем-то серьезном. Жил, как живут многие из нас. Впервые война открылась для меня изнутри, причем со стороны немецкого солдата. Пронизывающая любовь к людям, неисчерпаемая человечность Ремарка проникает в сердце с каждым словом этой книги, каждое предложение даёт возможность задуматься о том, кто ты и что ты делаешь сейчас, пока время жить, потому что для главного героя это время уже прошло.
Эрих Мария Ремарк – автор, которого читать больно, но необходимо, потому что боль говорит нам о том, что мы ещё живы. В его творчестве каждый может найти что-то свое, то, что зацепит, дернёт какую-то струнку внутри. Книги Ремарка – это литература о людях и для людей. Очень тонко автор передает атмосферу, образы и боль своей эпохи, своей страны и своего поколения. Его герои живые, в них нет шаблонности, читаешь и веришь им. Поэтому Ремарк остаётся актуален в любое время и у любого возраста.
В нашей библиотеке на Гагарина, к слову, есть все вышеперечисленные книги автора и многие другие! Приходите.
Мария Степанова
Городская библиотека №21. Интеллект-центр
160002, г.Вологда, ул. Гагарина, д.35, тел. 8(8172)53-18-71,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., ВК: vk.com/cbsvologda_21