В мире современной русской литературы есть имена, которые неизменно привлекают внимание читателей и критиков своей способностью находить новые грани в, казалось бы, известных темах. Алексей Варламов – один из таких авторов, чье творчество вновь оказалось в центре внимания литературного сообщества, получив заслуженное признание на премии «Большая книга».
Творческий путь Варламова – это уникальное сочетание глубокого исторического анализа, философских размышлений и художественного мастерства. Его произведения, словно многослойное полотно, раскрывают перед читателем сложную картину российской действительности, где прошлое неразрывно связано с настоящим, а судьбы героев становятся отражением судьбы целой страны.
В его книгах, получивших признание критиков и читателей, автор мастерски переплетает исторические факты с художественным вымыслом, создавая живой, дышащий мир, в котором каждый персонаж становится носителем определённой философской идеи, каждый сюжетный поворот – метафорой более глубоких процессов, происходящих в обществе и культуре.
В небольшом обзоре рассмотрим некоторые из самых ярких произведений автора, которые доступны читателям в наших библиотеках.
Роман «Мысленный волк» Алексей Варламов считает «личной попыткой высказаться о Серебряном веке». Писатель выбрал один из самых острых моментов в российской истории — «бездны на краю» — с лета 1914-го по зиму 1918 года. В нем живут и умирают герои, в которых угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные и вымышленные. Персонажи романа любят — очень по-русски, с роковой страстью, — спорят и философствуют о природе русского человека, вседозволенности, Ницше, будущем страны и о... мысленном волке — страшном прелестном звере, который вторгся в Россию и стал причиной ее бед...
Рассказы-притчи, рассказы-исповеди, рассказы с мистической подоплекой, с элементами фантастики, заставляющие вспомнить о гоголевской традиции, — все эти произведения, такие разные, роднит стремление автора показать героя в необычных, часто экстремальных обстоятельствах, в которые проявляются главные качества человека.
Мир автора полифоничен, объемен. Он охватывает разные эпохи и судьбы, жизнь современного города и закарпатской глухой деревни, где водятся ведьмы, мещерские озера и русский север.
О чем бы ни писал Варламов, он добивается главного: ему удается передать ощущение времени, ощущение современной России и ее прошлого.
Дыхание современности, внимание к внутреннему миру человека с его мятущейся и страстной душой, глубокое сочувствие к его проблемам — вот что отличает тонкую и проникновенную прозу Алексея Варламова.
В этой книге писателя представлены рассказы, каждый из которых — это целая жизнь, прожитая рядом и вместе с его героями.
1980 год. Вместо обещанного коммунизма в СССР — Олимпиада, и никто ни во что не верит. Ни в Советскую власть, ни в ее крах. Главный герой романа «Душа моя Павел» — исключение. Наивный и мечтательный, идейный комсомолец Паша Непомилуев приезжает в Москву из закрытого секретного городка, где идиллические описания жизни из советских газет — реальность. Он чудом поступает в университет, но вместо лекций попадает «на картошку», где интеллектуалы-старшекурсники открывают ему глаза на многое из жизни большой страны, которую он любит, но почти не знает.
«Странное балансирование между реальным и ирреальным Варламов не выдумывает, а извлекает из самой советской жизни. Перед нами не только история первокурсника Павла, но средневековый сюжет о царевиче Иоасафе, отгороженном от мира стеной. Всё начинается — позволю себе каламбур — с падения стены. Это повесть о Варлааме и Иоасафе. Может быть, даже — о Варламове и Иоасафе», — сказал Евгений Водолазкин.
В новую книгу Алексея Варламова вошли «повести сердца» — «Рождение», «Ева и Мясоедов», «Дом в деревне», путевые очерки из Европы и Америки и очень личные заметки о русской литературе, о биографии и творчестве Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова, Шукшина, Солженицына, Водолазкина. «Ева и Мясоедов» — сборник прозы о потерянном и обретенном Слове.
«Метровая рыбина смотрела маленькими хищными глазами — темно-зеленая до черноты. Шансов у меня не было никаких. Тогда, мысленно с ней простившись и больше жалея не о том, что она уйдет, но о том, что мне никто не поверит и будут считать мой рассказ обыкновенной рыбацкой байкой, я выдернул щуку из воды».