Осенью в Вологде, в рамках V Всероссийских Беловских чтений пройдет третий литературный семинар для молодых авторов. К участию в нем приглашаются как вологжане, так и начинающие поэты и прозаики со всей страны – семинар, как и чтения, имеет статус всероссийского. Опыт первых двух семинаров оказался настолько удачным, что вдохновил организаторов чтений на продолжение этого проекта. До старта семинара еще далеко (заявки на участие принимаются до 30 июня), но мы именно сейчас, пока еще есть время в запасе, хотим напомнить молодым литераторам о том, что у них есть такая возможность – представить свое творчество на суд компетентного жюри, услышать аргументированный отзыв, получить рекомендации профессионалов. И, конечно, познакомиться с произведениями коллег – таких же молодых авторов, у многих из которых уже есть опыт публикации. Своими размышлениями о семинаре делится прозаик Дмитрий Ермаков, инициатор проведения семинара, а член жюри журналист и прозаик Наталья Мелёхина рассуждает о возможности «научить писательству».
Дмитрий Ермаков: «Вологда – литературоцентричный город»
Первый раз семинар прошел во время третьих Беловских чтений: организаторы думали, чем можно было бы обогатить их программу, обратились ко мне, а я как раз тогда вел литературную мастерскую в Беловском центре – и предложил семинар для молодых авторов. Первый семинар прошел успешно: участников было достаточно много, а уровень их работ оказался серьезным. Например, один из наших «семинаристов» 2016 года – Александр Сараев из Череповца – на следующий год поступил в Литературный институт. Другой, Илья Лебедев, «главное открытие» того семинара, поступил на исторический факультет Ленинградского университета. Проект решили продолжать. Сейчас литературный семинар – одно из главных событий в программе следующих чтений.
Семинар как проект развивается и меняется. На второй раз участников разделили на две возрастные категории: 14–17 лет и 18–35 лет. Талант, конечно, виден и в любом возрасте, но образование, начитанность, жизненный и творческий опыт всё-таки разные. Для очного обсуждения на первом семинаре отобрали 10 работ, на втором – 14, поровну из обеих возрастных категорий. Общее количество присланных текстов оба раза было примерно одинаковым – чуть более 50, однако средний уровень работ, и в первый раз бывший довольно высоким, ко второму семинару ощутимо вырос. Начинающие авторы часто боятся обсуждения своих текстов, но, поскольку предварительный отбор у нас был довольно жесткий, обсуждение уже не предполагало острой критики. Перед экспертами стояла задача подсказать тем, кто уже пишет, как им писать дальше – на что обратить внимание, куда двигаться, как развиваться. Конечно, мы отдаем себе отчет, что даже из множества литературно одаренных людей писателями становятся лишь некоторые – единицы из тысяч. Возможно, никто из наших «семинаристов» не станет профессиональным писателем, но хорошие задатки есть у всех, а некоторые – практически сложившиеся авторы.
Среди участников второго семинара, чьи работы запомнились, могу назвать Софью Гоголеву, старшеклассницу из гимназии № 2 – у нее очень интересная проза. Анна Рыбина представила повесть с «замахом» на роман – для 15-летнего автора очень смело и получилось неплохо. Рассказ «Лестница» Юлии Панченко отметили все эксперты. Даниил Гуцуляк из школы № 15 меня просто удивил: на первом семинаре его тексты мы не выбрали для обсуждения, а ко второму парень серьезно вырос в плане писательства. Интересный рассказ «Странные игры взрослых» представила Евгения Видрашку, удачно использовавшая прием совмещения в одном тексте разных точек зрения. У Оксаны Павловой из Никольска традиционные – в хорошем смысле – стихи: вспоминаются и Рубцов, и Чухин и никольский поэт Василий Мишенев. Яркое явление – поэт Лиа Любимова из Череповца: она актриса, и ее лучше слушать, чем читать. Долго и серьезно обсуждали вологжанку Марию Багирову, автора очень интересной прозы – это, я считаю, сложившийся профессиональный писатель. Меня удивило, что у нас в Вологде, оказывается, есть такой автор, а я до семинара о нем и не знал.
Многие участники из второй возрастной группы уже где-то публиковались. Фантаст Александр Зачесов уже печатался в журнале «Вологодский ЛАД» – надеюсь, он и дальше будет пробовать себя в литературе. Сокольчанка Ксения Бурлак – настоящий поэт, сформировавшийся самобытный автор. Ее стихи печатали разные толстые журналы: «Нижний Новгород», «Подъем», «Симбирск». Сейчас она учится в Нижегородском университете, но я уверен, что без поэзии уже не сможет – интересно будет понаблюдать за ее развитием.
Самым ярким событием, связанными с семинаром, стала поездка в Москву, в Литературный институт – ее задумали как своего рода награду наиболее успешным участникам. Предварительная договоренность об этом уже была – гостем предыдущих чтений был ректор Литинститута Алексей Варламов. То, как нас там приняли, было для нас полной неожиданностью. Проректор по научной работе провел нам экскурсию по всему институту и его окрестностям, а это же самый центр Москвы, здесь «бывали» Мастер и Маргарита, здесь церковь, где венчался Пушкин... Потом был долгий разговор с преподавателями: с Алексеем Варламовым, завкафедрой современной литературы Владимиром Смирновым, главным редактором журнала «Новый мир» Андреем Василевским.
Хорошо, что сейчас у нас проходят и семинары, и фестивали поэзии, и литобъединений в нашем небольшом городе работает немало. Вологда – литературоцентричный город, где много читают, где звучит книжное слово. Правда, публиковаться сегодня очень легко, поэтому много поверхностного, но на этом фоне появляются и серьезные имена. И такие семинары, как наш, этих авторов выявляют и, я надеюсь, помогают им.
Наталья Мелёхина: «С молодыми авторами надо работать обязательно»
Семинар для молодых авторов на Беловских чтениях за два года изменил саму энергетику этого мероприятия. Чтения, если хотите, «поюнели», у них появился новый особенный смысл, и даже более того — у них появилась новая миссия. И это не случайность, а закономерность: где есть молодежь — там есть будущее, а где ее нет — какой смысл хранить наследие Василия Белова, для кого и для чего? Всё тлен, пустота и тщета, когда нет наследников, нет нового поколения прозаиков и поэтов.
С молодыми авторами надо работать обязательно, потому что творческое общение с коллегами как профессионалами, так и новичками, это необходимое условие писательского и личностного роста. Молодой прозаик или поэт пока не представит свое произведение публике, словно пребывает в некоем вакууме, застое, ему трудно осознать особенности своего творчества, свой потенциал, свои недостатки и достоинства, свое место в сегодняшнем литературном процессе. Да, научить «быть писателем» или «быть поэтом» нельзя, но «неписатели» и «непоэты» обычно и не проходят отбор на семинар. Кроме того, в литературе, как и в музыке, балете или в изобразительном искусстве, техника тоже имеет огромное значение. Известный парадокс: с одной стороны прозаик или поэт не обязан быть теоретиком, а с другой – знать теорию литературы хотя бы в минимальном объеме обязан.
Замечу также, что обучение — процесс обоюдный, именно поэтому мне нравится участвовать в семинарах для прозаиков и поэтов, и неважно в каком качестве: будут ли обсуждать мои тексты, или я сама буду обсуждать тексты других авторов, это не принципиально, в любом случае это полезное занятие и для меня тоже, я тоже всегда учусь, в том числе и у начинающих коллег.
Светлана Гришина
Материал взят из электронного журнала "Сфера"
Направить авторские подборки можно в Центр писателя В. И. Белова или на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с пометкой «на семинар». В номинации «Поэзия» – 5-10 стихотворений; в номинации «Проза» – 1-2 рассказа, очерка.