В преддверии Дня учителя мы хотим вспомнить писателей, которые сами когда-то стояли у классной доски, делились со своими учениками и книжной, и житейской мудростью.
Николай Гоголь в середине 1830-х годов читал лекции по истории. Он не только преподавал в Патриотическом институте, но и в качестве адъюнкта занял кафедру в Петербургском университете. Один из его студентов восторженно вспоминал: «Гоголь прошёл по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти».
А вот создателя «Обломова», Ивана Гончарова, сложно заподозрить в учительской строгости. Однако и он несколько лет посвятил педагогике, обучая русскому языку и словесности великих князей и сыновей поэта Аполлона Майкова.
Кто не знает басни Крылова? Но мало кому известно, что Иван Андреевич начал свою педагогическую деятельность почти случайно. В 1797 году, проживая в доме князя Голицына, он от скуки предложил обучать его сыновей русскому языку. Ученики отмечали, что Крылов щедро «примешивал много нравственных поучений» к своим языковым наставлениям.
Подлинным новатором в области образования был Лев Толстой. В своей яснополянской школе он литно преподавал детям математику, физику и историю, а для обучения грамоте создал знаменитую «Азбуку». Его методы опережали время: здесь не было строгой формы, обязательных домашних заданий, а уйти с урока ребёнок мог когда угодно.
А знаете ли вы, что автор «Малахитовой шкатулки» Павел Петрович Бажов был прирождённым педагогом? Лучшего ученика школы отдали в духовное училище — там была самая низкая плата. Становиться священником он не планировал и предпочёл работе в церкви работу в школе. Преподавал Бажов русский язык в сельской школе, а потом в духовных училищах. Ученики его обожали: он никогда не повышал голос и не торопил с ответом. А воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища на литературных вечерах дарили ему больше всех цветных бантиков. Ученики помогали ему собирать материал для будущих сказов, записывая на каникулах пословицы и загадки.
Иосиф Бродский, сменивший в молодости множество профессий, в США стал «приглашённым поэтом». В течение четверти века он был профессором в шести американских и британских университетах. Его лекции по истории русской и мировой поэзии больше напоминали вдохновенные беседы. Биограф поэта отмечал, что «все уроки Бродского были уроками медленного чтения поэтического текста». В отличие от спокойных американских коллег, Бродский тратил невероятную энергию, чтобы донести до студентов свою мысль, и до конца жизни, будучи нобелевским лауреатом, продолжал преподавать.
Кстати об учениках: Фёдор Абрамов, автор знаменитой тетралогии «Братья и сёстры», сам стал Учителем с большой буквы. Окончив с отличием филфак ЛГУ, он остался в alma mater и заведовал кафедрой советской литературы. Он так писал о своей миссии: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». И это не просто высокие слова — это кредо педагога, вырастившего плеяду талантливых литераторов.
А вот Виталий Бианки, главный певец природы для детей, в голодные послереволюционные годы заведовал музеем и... преподавал. В школе имени III Коминтерна в Бийске он читал лекции по естествознанию с таким увлечением, что часто не укладывался в рамки урока. Ученики так его слушали, что охотно оставались и после звонка, пока уборщица не напоминала, что пора по домам.
И, наконец, прекрасный пример того, как учительский долг и писательский талант создали мировой шедевр. Шведская сказочница Сельма Лагерлёф, бывшая учительницей в школе для девочек, по заказу Министерства образования написала книгу, которая должна была в увлекательной форме рассказать детям о географии и истории Швеции. Так появилось «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — гениальный учебник, покоривший весь мир.

Версия для слабовидящих