ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «оТКРЫВАЕМ ЛЕРМОНТОВА»
Лермонтов оставил богатое литературное наследие, включающее стихотворения, поэмы, драмы и прозу. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской литературы и культуры в целом. Его произведения вдохновляли многих писателей, поэтов, художников и композиторов последующих поколений.
«Лермонтов был не только великим поэтом, но и гениальным прозаиком, создателем русского психологического романа». — Д.С. Мережковский.
Лермонтов начал писать стихи в раннем возрасте. К 16 годам он уже создал около 100 стихотворений и 2 поэмы: «В эти годы проявилась замечательная одарённость Лермонтова как рисовальщика и музыканта (играл на скрипке, на фортепиано, пел и сочинял музыку)». Согласно Лермонтовской энциклопедии, поэт владел несколькими иностранными языками: французским, немецким, английским и латинским. Он также изучал азербайджанский язык во время своей службы на Кавказе. Интересное свидетельство А. П. Шан-Гирея, родственника поэта: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре...»
Творчество Лермонтова, развиваясь в русле романтизма, существенно трансформировало эту литературную традицию. В отличие от своих предшественников, Лермонтов привнес в романтическую поэзию элементы глубокого психологизма и философской рефлексии, что особенно ярко проявилось в его поздней лирике и поэмах. В.Г. Белинский, выдающийся литературный критик XIX века, отмечал особую черту поэзии Лермонтова — «рефлексию чувства». Это ярко проявляется в стихотворении «И скучно и грустно...» (1840):
«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!»
Здесь Лермонтов не просто выражает эмоции, но анализирует их, вскрывая глубинные противоречия человеческой души. Несмотря на свою тесную связь с романтизмом, Михаил Юрьевич в своем творчестве, особенно в прозе, предвосхитил многие черты реализма, ставшего доминирующим направлением русской литературы второй половины XIX века. «Герой нашего времени» (1840) — не только первый психологический роман в русской литературе, но и произведение, в котором Лермонтов мастерски соединил романтическую традицию с зарождающимся реалистическим методом.
Образ Печорина, «лишнего человека», стал прообразом целой галереи подобных персонажей в русской литературе. «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». — Печорин, «Герой нашего времени». Одна из самых известных цитат романа наглядно иллюстрирует глубокий психологизм Лермонтова, его способность раскрыть внутренний мир героя через его собственную рефлексию. Такой подход предвосхитил психологические романы Достоевского и Толстого.
Особое место в творчестве Лермонтова занимает гражданская лирика. Стихотворения «Смерть Поэта» (1837), «Дума» (1838), «Прощай, немытая Россия» (1841) не только выражают личную позицию поэта, но и отражают настроения передовой части общества того времени.
«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно».
В «Думе» Лермонтов выступает не только как поэт, но и как социальный мыслитель, критически оценивающий свое поколение. Эта способность к глубокому социальному анализу в сочетании с поэтическим мастерством сделала Лермонтова одним из ключевых фигур русской литературы.
Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Его психологизм, философская глубина, мастерство в создании пейзажной лирики и способность к социальной критике нашли отражение в творчестве многих последующих писателей и поэтов.
«Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский» — Л.Н. Толстой о Лермонтове. Высказывание ещё раз подчеркивает масштаб таланта Лермонтова и его потенциальное влияние на развитие русской литературы. Действительно многие русские писатели высоко ценили талант Лермонтова.
В Лермонтовской энциклопедии читаем высказывание Ф.М. Достоевского о Лермонтове: «Лермонтов был совершенно новым и непредвиденным явлением в нашей литературе, после Пушкина... Он на своём коротком веку действительно влил свой собственный тон в свою лиру, личный, страстный и сосредоточенно-печоринский».
К своему 210-летию Михаил Юрьевич Лермонтов предстает перед нами не только как великий поэт и прозаик, но и как фигура, во многом определившая пути развития русской литературы. Его творчество, находящееся на стыке романтизма и реализма, психологизма и гражданственности, продолжает оставаться предметом глубокого изучения и источником вдохновения для новых поколений читателей и исследователей.
Источники:
Эйхенбаум, Б. М. Лермонтов: опыт историко-литературной оценки / Б. М. Эйхенбаум. – Ленинград : Государственное издательство, 1924. – 166, [2] с.
Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова / Д. Е. Максимов. – Москва : Наука, 1964. – 266 с.
Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю. М. Лотман. – Москва : Просвещение, 1988. – 348,[3] с.
Журавлёва, А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики / А. И. Журавлёва. – Москва: Прогресс-Традиция, 2002. – 285, [1] с.
Анненкова, Е. И. Творчество М. Ю. Лермонтова в русской критике / Е. И. Анненкова. – Санкт-Петербург: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 2002.