Что бы почитать?

Мы предлагаем вам познакомиться с интересными книгами, поучаствовать в обсуждении, выбрать понравившуюся и узнать, в какой библиотеке нашего города ее можно взять!

Принятые сокращения:

Ф...Городская библиотека №...

к/хОтдел книгохранения - Можайского, 60

ЦГБОтдел обслуживания Центральной городской библиотеки - Панкратова, 75

Центр Белова - Центр писателя В.И. Белова - Щетинина, 5

Присоединяйтесь к «Киноинтервью»!

Киноинтервью

Приглашаем присоединиться к любопытным кинопремьерам! Уникальность проекта «Киноинтервью»– в его формате. На основе дневниковых записей, писем и других архивных документов, сохранивших прямую речь исторических героев, происходит реконструкция интервью с их участием. Сейчас идет работа над первым сезоном проекта, состоящим из восьми серий.

ООО «Кинокомпания Юрия Яшникова» совместно с АНО «Центр развития кинематографии имени Леонида Гайдая» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив реализует проект исторического документального сериала «Киноинтервью» о выдающихся личностях, совершивших прорыв в науке, технике, искусстве, предпринимательстве, спорте и других областях человеческой деятельности.

Книжная подборка к Дню трезвости

Л.Н. ТолстойЕщё в прошлом веке в России появилась традиция — отмечать 11 сентября День трезвости. 

Трудно найти больше зло, более опасный яд, чем алкоголь. Алкоголь безжалостно разрушает здоровье миллионов людей. Он раздражает все ткани и органы, особенно кору головного мозга, что приводит к ранней гибели. Это коварный яд, последствия его потребления наступают не сразу... 

Эта проблема нашла отражение в литературе, представляем вам подборку для чтения. Эти книги вы можете взять в городских библиотеках. 

Виртуальная выставка редких изданий «Открываем Лермонтова»

 

Редкие издания:
произведения М.Ю. Лермонтова
Редские издания:о жизни и
творчествеМ.Ю. Лермонтова

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «оТКРЫВАЕМ ЛЕРМОНТОВА» 

Петр Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837г.  Портрет выполнен П.Е. Заболотским, учителем живописи Лермонтова, по заказу Е.А. Арсеньевой. Поэт изображен в расстёгнутом ментике с золотыми шнурками.  Лермонтов оставил богатое литературное наследие, включающее стихотворения, поэмы, драмы и прозу. Его творчество оказало огромное влияние на развитие русской литературы и культуры в целом. Его произведения вдохновляли многих писателей, поэтов, художников и композиторов последующих поколений.

«Лермонтов был не только великим поэтом, но и гениальным прозаиком, создателем русского психологического романа». — Д.С. Мережковский.

Аким Павлович Шан-Гирей (1819–1883) — троюродный брат Михаила Юрьевича Лермонтова, адъютант начальника полевой конной артиллерии, общественный деятель, мемуарист.Лермонтов начал писать стихи в раннем возрасте. К 16 годам он уже создал около 100 стихотворений и 2 поэмы: «В эти годы проявилась замечательная одарённость Лермонтова как рисовальщика и музыканта (играл на скрипке, на фортепиано, пел и сочинял музыку)». Согласно Лермонтовской энциклопедии, поэт владел несколькими иностранными языками: французским, немецким, английским и латинским. Он также изучал азербайджанский язык во время своей службы на Кавказе. Интересное свидетельство А. П. Шан-Гирея, родственника поэта: «В домашней жизни своей Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера, занимался часто музыкой, а больше рисованием, преимущественно в батальном жанре...»

Творчество Лермонтова, развиваясь в русле романтизма, существенно трансформировало эту литературную традицию. В отличие от своих предшественников, Лермонтов привнес в романтическую поэзию элементы глубокого психологизма и философской рефлексии, что особенно ярко проявилось в его поздней лирике и поэмах. В.Г. Белинский, выдающийся литературный критик XIX века, отмечал особую черту поэзии Лермонтова — «рефлексию чувства». Это ярко проявляется в стихотворении «И скучно и грустно...» (1840):

«И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!»

1839. Тетрадь. Беловой автограф с исправлениями, исключениями и вставками, предшествовавший окончательной редакции «Героя нашего времени»Здесь Лермонтов не просто выражает эмоции, но анализирует их, вскрывая глубинные противоречия человеческой души. Несмотря на свою тесную связь с романтизмом, Михаил Юрьевич в своем творчестве, особенно в прозе, предвосхитил многие черты реализма, ставшего доминирующим направлением русской литературы второй половины XIX века. «Герой нашего времени» (1840) — не только первый психологический роман в русской литературе, но и произведение, в котором Лермонтов мастерски соединил романтическую традицию с зарождающимся реалистическим методом. 

 Образ Печорина, «лишнего человека», стал прообразом целой галереи подобных персонажей в русской литературе. «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть». — Печорин, «Герой нашего времени». Одна из самых известных цитат романа наглядно иллюстрирует глубокий психологизм Лермонтова, его способность раскрыть внутренний мир героя через его собственную рефлексию. Такой подход предвосхитил психологические романы Достоевского и Толстого.

Особое место в творчестве Лермонтова занимает гражданская лирика. Стихотворения «Смерть Поэта» (1837), «Дума» (1838), «Прощай, немытая Россия» (1841) не только выражают личную позицию поэта, но и отражают настроения передовой части общества того времени.

Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта». Окончание. Список 1837 г. Гос. литературный музей, Москва«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно».

В «Думе» Лермонтов выступает не только как поэт, но и как социальный мыслитель, критически оценивающий свое поколение. Эта способность к глубокому социальному анализу в сочетании с поэтическим мастерством сделала Лермонтова одним из ключевых фигур русской литературы.

Дмитрий Пален. М. Ю. Лермонтов после валерикского боя. 1840г. Чрезвычайно ценен портрет, выполненный в июле 1840 с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. Это - оплечное изображение: у поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это - единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений. Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Его психологизм, философская глубина, мастерство в создании пейзажной лирики и способность к социальной критике нашли отражение в творчестве многих последующих писателей и поэтов.

«Если бы этот мальчик остался жив, не нужны были бы ни я, ни Достоевский» — Л.Н. Толстой о Лермонтове. Высказывание ещё раз подчеркивает масштаб таланта Лермонтова и его потенциальное влияние на развитие русской литературы. Действительно многие русские писатели высоко ценили талант Лермонтова.  В Лермонтовской энциклопедии читаем высказывание Ф.М. Достоевского о Лермонтове: «Лермонтов был совершенно новым и непредвиденным явлением в нашей литературе, после Пушкина... Он на своём коротком веку действительно влил свой собственный тон в свою лиру, личный, страстный и сосредоточенно-печоринский».

К своему 210-летию Михаил Юрьевич Лермонтов предстает перед нами не только как великий поэт и прозаик, но и как фигура, во многом определившая пути развития русской литературы. Его творчество, находящееся на стыке романтизма и реализма, психологизма и гражданственности, продолжает оставаться предметом глубокого изучения и источником вдохновения для новых поколений читателей и исследователей.

Источники:
Эйхенбаум, Б. М. Лермонтов: опыт историко-литературной оценки / Б. М. Эйхенбаум. – Ленинград : Государственное издательство, 1924. – 166, [2] с.
Максимов, Д. Е. Поэзия Лермонтова / Д. Е. Максимов. – Москва : Наука, 1964. – 266 с.
Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю. М. Лотман. – Москва : Просвещение, 1988. – 348,[3] с.
Журавлёва, А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики / А. И. Журавлёва. – Москва: Прогресс-Традиция, 2002. – 285, [1] с.
Анненкова, Е. И. Творчество М. Ю. Лермонтова в русской критике / Е. И. Анненкова. – Санкт-Петербург: Издательство Русского христианского гуманитарного института, 2002.

 

Книжный обзор «Среди высоких гор: предания ингушской старины»

 В краю, где горы касаются небес, а древние башни хранят тысячелетние тайны, раскинулась удивительная земля – Ингушетия. Этот край, подобно драгоценному камню в короне Кавказских гор, веками хранит уникальное культурное наследие, запечатленное в камне, слове и памяти народа.

Ингушетия – это не просто географическое понятие, это целый мир, где каждый камень повествует о героических сказаниях, где горные ручьи звенят мелодиями древних песен, а вековые башни молчаливо свидетельствуют о мудрости предков. Здесь, в краю орлов и облаков, родились легенды, передававшиеся из поколения в поколение, здесь творили сказители и мудрецы, чьи произведения стали золотым фондом национальной литературы.

В литературном наследии Ингушетии переплетаются героические сказания о нартах, мудрые притчи старейшин, романтические баллады о любви и чести, философские размышления о судьбе народа. Каждая книга, написанная об этом удивительном крае, – это окно в мир, где традиции почитаются как святыни, где мужество и благородство считаются не просто словами, а жизненным кредо.

Через призму литературы мы можем увидеть Ингушетию во всем её многообразии: от суровых горных вершин до цветущих долин, от древних обычаев до современных преобразований. Каждый автор, писавший об Ингушетии, привносил свой уникальный взгляд, свое понимание души этого края, создавая многогранный литературный портрет земли, где история и современность сплетаются в единое целое.

В этом обзоре мы отправимся в путешествие по страницам книг, посвященных Ингушетии, познакомимся с авторами, которые посвятили свое творчество этому удивительному краю, погрузимся в мир народных сказаний и легенд, которые до сих пор живут в сердцах людей, передаваясь как бесценное наследие от старших к младшим.


Премьера в видео-театре библиотеки №12: кукольное представление «Белая уточка»

 А мы вместе с детской библиотекой №12 вновь приглашаем вас на сеанс в видео-театр «Сказочный балаган». Сегодня представляем вашему вниманию новый спектакль по мотивам русской народной сказки «Белая уточка».

Путешествуем по зоопарку вместе с книгой Станислава Востокова «Не кормить и не дразнить!»

Листая страницы книги Станислава Востокова «Не кормить и не дразнить!», отправились на прогулку в зоопарк! Хотите так же? Познакомим вас с удивительной книгой, которая заставит вас смеяться, удивляться и, возможно, по-новому взглянуть на мир природы. 

Видео-полка «Книжки в красках»

 Порой так сложно выбрать самую-самую интересную книгу! А как выбрать книжку на видео-полке? Предлагаем познакомиться с видео-обзором детской библиотеки №12 и отправиться читать интереснейшую книгу Эдуарда Успенского после.

Известные писатели-фотографы

Писатели-фотографыВсемирный День фотографии — замечательный повод узнать о жизни людей, которых мы знаем как интересных авторов, с новой стороны. 

Всего чуть меньше двухсот лет назад было изобретено устройство для запечатления мира вокруг нас, а сегодня это признанное искусство — фотография. Она позволяет поймать мгновение, которое останется вне времени.

Многие знаменитые писатели увлекались фотографией, и это была ещё одна грань их творчества. Посмотрим? 

125 лет Эрнесту Хемингуэю, или Что почитать в преддверии КнигПикника

КнигПикник по-вологодскиСегодня, 21 июля, исполняется 125 лет со дня рождения американского писателя Эрнеста Хемингуэя. И сегодня хотим рассказать (и порекомендовать) про любимые книги автора. Почему бы не почитать классику перед КнигПикником?

Контакты

Администрация: г. Вологда, ул. Щетинина, д.5

тел.: 8 (8172) 51-16-09

e-mail: adm-cbs@mail.ru

Адреса и контакты городских библиотек

Летний режим работы библиотек 

Мы в социальных сетях

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/319900

ocenka